Епископ Феофан (Туляков)

19 июля 1916 - 29 сентября 1927

Новый период для Калужской епархии начался тогда, когда в управление ею вступил епископ Феофан (Туляков), принявший монашество по благословению Святителя Феофана Затворника, и будучи уже наместником Александро-Невской Лавры защитивший магистерскую диссертацию на интересную тему: "Чудо, христианская вера в него и оправдание. Опыт аналитикоэтического исследования". 21 мая 1915 г. он был рукоположен во епископа Кронштадского, 19 июля 1916 г. назначен на Калужскую кафедру.

В своем архипастырском служении в этой епархии, пришедшимся на столь тяжкие годы, еп.Феофан оставался настоящим монахом-аскетом. И даже в самые бурные годы все свои проповеди посвящал святоотеческому пониманию духовно-нравственного совершенствования. Примечательно также и то, что за 11 лет его правления было оглашено архипастырских посланий больше, чем за всю предъидущую историю Калужской епархии.

Одно из первых посланий преосвященного Феофана было вызвано отречением императора Николая II. В этом послании от 6 марта 1917 г. архипастырь, напомнив, что все свершается по Воле Божией, призвал свою паству успокоиться, не возмущаться, но вдвое больше молится, трудиться и жертвовать на дело победы". Тогда же еп.Феофаном была отправлена телеграмма Председателю Государственной Думы Н.Родзянко, в которой он, выражая верноподданические чувства новой власти, просит поддержать законность и порядок. Подобные же чувства, вместе с привествиями и благопожеланиями были высказаны еп.Феофаном и в телеграмме на имя обер-прокурора Временного правительства князя В.Н.Львова.

Не следует, однако, думать, что лояльность новой власти была свойственна лишь епископу Феофану: все тексты были одобрены главными клириками епархии на чрезвычайном собрании, срочно прошедшем в архиерейских покоях. Отношение же рядовых клириков Калуги к свержению монархии было и вовсе радостным: по этому случаю ими был проведен "День Свободы". Тогда, 12 марта 1917 г., в Семинарской церкви была отслужена праздничная литургия в присутствии городских властей, и крестный ход с хоругвями и красными флагами, под колокольный звон проследовал на Крестовское поле, переименованное потом в Поле Свободы. Здесь был отслужен благодарственный молебен и принято воззвание, после чего участники крестного хода разошлись по домам с пением революционных песен. Принятое свободолюбивыми клириками воззвание между прочим гласило: "веками духовенство находилось в рабском подчинении у правительства, и вынужденно молчало даже там, где попиралась правда Божия ... Отцы, организуйтесь, и спешите занять подобающее вам место на торжественном празднике весны и родившйся свободы !". От городских клириков не отставала консистория, поздравлявшая епархиальное духовенство с Пасхой следующим образом:"Христос воскресе! Россия воскресла !". Редакция же епархиальной газеты, порадовав читателей иноепархиальной "революционно-церковной" хроникой, разразилась следующим приветствием: "Редакция приветствует духовенство с Великим Светлым Праздником и искренно желает, чтобы Воскресший Христос благословил пробуждение народное и счастливое переживание полного переустройства нашей жизни".

Епископ Феофан, видя подобное, пытался вразумить своих клириков двумя посланиями - 30 марта и 2 апреля 1917 г. - в которых убедительно просил духовенство не лезть в политику, а заниматься приходами. Следующее послание Преосвященного было посвящено предсоборным совещаниям, приходским и благочинническим, а также епархиальному, которое прошло 15 мая 1917 г. и обсудило следующие вопросы:

  1. Отношение к политическому положению.
  2. Точное определение взаимоотношений Государства и Православной Церкви, и правовое положение духовенства в государстве.
  3. Замена существующего способа содержания духовенства определенным жалованием от государства или общества.
  4. Отношение прихода к церковной собственности и отношение к притязаниям на церковные и монастырские земли.
  5. Незамедлительность созыва Всероссийского Церковного Собора.
  6. Реформа духовно-учебных заведений.
  7. Отношение к законоучительству в школах.
  8. Организация приходов.
  9. Учреждение советов благочиний.
  10. Ежегодные епархиальные собрания с участием всего клира, монашествующих и активных мирян.
  11. Учреждение выборного совета при епископе.
  12. Организация Епархиального административно-хозяйственного управления.
  13. Организация гласного епархиального суда и суда чести.
  14. Проведение выборного начала в епархии сверху донизу.
  15. Выработка инструкций для Комиссии по подготовке дел, подлежащих обсуждению на епархиальном собрании.
  16. Упрощение приходского делопроизводства и отчетности.
  17. Объединение духовенства на экономических началах - кооперативы, страховое дело, и т.д.
  18. О взаимоотношении причта между собою.
  19. Выяснение обязанностей церковных старост.

Епархиальная пресса в это время обсуждает самые разные вопросы, "радуя" читателей статьями на подобные темы:"Отделение Церкви от государства во Франции", "Может ли духовенство принадлежать различным политическим партиям? !", "Что читать по истории западно-европейских революций?", "Что читать по аграрному вопросу ?", "Что читать по истории освободительного движения в России? (Мартов, Плеханов, Ульянов, Лядов)", "Церковная соборность и государственная демократичность", "Об идейном и практическом кризисе монархии", а также посвященная выборам в Учредительное собрание целая серия статей о программах различных партий России (Причем начали с большевиков). Революционный энтузиазм Калужского духовенства держался до середины 1917 г. - последним его проявлением можно считать призывы Духовной Консистории к пастырям и пастве? "Да здравстует Временное Правительство ! Да здравствует Св.Синод ! Да здравствует Армия и Флот ! Да здравствует Юная Россия и ее свободные сыны !". Тем же летом 1917 г. пришло и некоторое отрезвление. Вначале было отменено преподавание Закона Божия, против чего протестовал и епископ Феофан, пославший соответствующую телеграмму в Синод, и Союз Законоучителей, собравший по этому поводу чрезвычайное губернское заседание. Тем же летом по епархии прокатилась волна "отъятий" церковного имущества и земли, а в деревнях дизертиры требовали от священников "закрасить короны" на иконах,а мирную ектению говорить с прошением "о мире всего мира, без аннексий и контрибуций". Лишенные приходской земли, часто просто изгоняемые "по общественному приговору" священники бегут с приходов - причем кто-то ищет другое место, а многие уходят на светскую службу, часто при этом снимая сан. К осени 1917 г. количество пустующих приходов становится самым большим за всю предъидущую историю Калужской епархии. В это же время впервые заговорили о назначении женщин на совершенно опустевшие псаломщицкие места. А на освободившиеся священнические места селяне привозили архиерею своих полуграмотных земляков, обещавших снижение цен на требы. Причем явление это было столь распространенным, что епископу Феофану пришлось издать соответствующие послание. Однако архипастыря уже мало слушают, более того, некоторые приходы принимают решения прекратить всяческие выплаты на содержание Епархиального управления, как учреждения, по их мнению совершенно ненужного. Хиротоний в 1917 - 1918 гг. почти не было, как не было и надежды на новый выпуск семинарии, так как занятия временно были приостановлены из-за перехода многих преподавателей в светские учебные заведения. В связи с этим преосвященным Феофаном были открыты Богословско-пастырские курсы для ищущих священства. Поступить на них мог всякий, имевший образование не менее 4 классов, и внесший 50 руб. за первые два месяца обучения. В 1918 г. положение Церкви еще более ухудшилось: Церковно-Епархиальный совет констатирует невозможность издания церковной прессы, ликвидируется Консистория, а Губернский Совет Народных Комиссаров издает декрет с требованием прекратить экзамены учащихся Калужских Духовных школ (учеба была прекращена еще раньше, учащиеся занимались самотоятельно по домам). В феврале того же 1918 года епископ Феофан совершает торжественный крестный ход "В предотвращение грозовых бедствий Церкви". В начале из Сергиевского скита в Свято-Троицкий кафедральный собор была торжественно перенесена Калужская чудотворная икона Божией Матери 4-го февраля в 15-00 перед ней был отслужен молебен, а в 18-00 началась всенощная, на которой было прочитано послание Святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси. В 10-00 на следующий день епископом Феофаном была отслужена литургия, к концу котрой перед собором собрались крестные ходы, пришедшие изо всех городских храмов. После молебна перед чудотворной иконой общий крестный ход обошел центральную часть города, остановившись у Старого Торга, где был отслужен особый молебен об умиротворении Отечества, утвержденный 1-го сентября 1917 г. После молебна Калужская икона была унесена скитскими монахами в с.Калужку, причем народ провожал ее до самой Хлюстинской богадельни, несмотря на мороз. В конце февраля 1918 г. выходит последний номер Калужского Церковно-Общественного вестника, переполненного сообщениями о гонениях от властей, и призывами защищать родные святыни. Губернская же газета "Коммуна", начав со злобных насмешек над Церковью, перешла к прямому подстрекательству погромщиков. Та же газета публиковала и акты советской власти, подводившие основу под гонения грядущих лет. Об именах пострадавших в годы правления еп.Феофана сведений мало, так как в большинстве случаев расправа чинилась безо всяких юридических формальностей. Так, в 1918 г. были расстреляны насельники Лютикова монастыря, а документов об этом нет. За этот период имеются дела лишь двух священников Благовещенского кафедрального собора - о.Николая Вылежинского и о.Антония Кобелева, осужденных на 3 года высылки 11 июня 1926 г. В это десятилетие были закрыты главные церкви и монастыри епархии. В первую очередь был закрыт Свято-Троицкий кафедральный собор, в котором разместился вначале зверинец, а потом Дом Обороны, кинотеатр, выставка, и до 1991 г. - спортзал. Тогда же был отнят архиерейский дом, в котором поместилась больница, и здание семинарии, в котором расположились пулеметные курсы, выпускники которых расстреливали восставших медынских, брянских и тамбовских крестьян. В здании же Консистории поместился и вовсе Губревтрибунал. Здание духовного училища занял солдатский клуб, а Епархиального училища - губвоенкомат. Были сразу закрыты городские монастыри - Казанский, Лаврентьев и Крестовский, а обители, существовавшие в уездах, продержались ненамного дольше. Так, светоч Русской Церкви, Оптина Пустынь, уничтожалась постепенно: прежде всего были отобраны мельницы, потом лесопильный и кирпичный заводы, затем - монастырские сады, огороды, луга, рыбные ловли, весь скот и пасеки. По распоряжению наркома просвещения Луначарского была вывезена в Москву уникальная библиотека. 15 июня 1924 г. в больничной кухне о. Никоном (Беляевым) была отслужена последняя служба. На территории Оптиной разместился детский дом, который сменяли далее дом отдыха, концлагерь, СПТУ. Другой известный монастырь Калужского края, Боровский, был закрыт в 1923 г., его имущество было передано Главмузею, но вскоре там разместили исправительную колонию, затем сельхозтеникум. В те же годы был сброшен один из древнейших в России колоколов, отлитый через 11 лет после кончины преподобного Пафнутия, а из икон XVI века иконостаса Ирининского придела устроены судки для собак и клетки для кроликов.В 1922 году, после постановления ВЦиК об изъятии из церквей всех драгоценностей, по епархии прокатилась волна ограблений храмов, ответом на которую было восстание рабочих Калужских железнодорожных мастерских, подавленное вооруженной силой.

Итак, мы видим, каким тяжким было состояние Калужской епархии к 1927 году, когда она была лишена одного из своих лучших архипастырей - епископа Феофана, который 29 сентября 1927 г. переведен архиепископом во Псков, а в 1935г. - митрополитом в Нижний Новгород. 25 июля 1937 г. он был арестован и помещен в спецкорпус Нижегородской тюрьмы. Будучи обвиненным в контрреволюционной деятельности митр. Феофан после месяца пыточного следствия был застрелян 4 октября 1937 г.