I период : от основания до упразднения в 1775 г.


Свято - Никольский Черноостровский монастырь расположен в северо-восточной части г. Малоярославца, на возвышенности. Вероятно, в прежние времена место, занимаемое монастырем, представляло собой особый, окруженный с трех сторон водяными рвами, остров, именовавшийся Черным. Поэтому и сам монастырь получил название Черноостровского, а по расположенному на нем храму св. Николая - Николаевского.
Первые письменные упоминания об обители относятся к 17 в. (1621 г.), до этого времени мы можем исследовать только устное предание и некоторые косвенные свидетельства в документах 15 и 16 вв.. Точная дата основания монастыря не известна, предание говорит о том, что в 14 в. удельные князья Оболенские построили в Малоярославце[1] если не монастырь, то церковь во имя св. Николая.
В 1486 г. князь Михаил Андреевич Верейский (ему принадлежал г. Ярославец с 1456г.) в своем духовном завещании жертвует "на помин души к Николе в деревню Раменсково" (так в это время называлась пустошь, на которой находился монастырь). Судя по содержанию этого завещания, можно предположить, что в 15 в. существовала одна только Никольская приходская церковь, т.к. она упоминается в ряду приходских церквей и о монастыре никаких оговорок нет.
По мнению архимандрита Леонида Кавелина, первого историка малоярославецкого монастыря, обитель была основана позже, а именно в начале 16-го столетия, уже по присоединении Ярославца к Великому Княжению Московскому. Согласно местному преданию, Князья Оболенские могли быть основателями или первыми ктиторами обители, т. к. в царствование Ивана Васильевича Грозного они еще владели своей вотчиной - г. Оболенском, находящимся в тридцати верстах от Малоярославца.
Во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г. Калужская и соседние с ней деревни были опустошены. В одном из монастырских актов (столбцов) 17-го столетия вспоминается о монастырской вотчине, принадлежавшей
ранее к Никольской церкви. В платежных книгах Малоярославецкого уезда того же времени говорится о разорении монастыря и пустошки Раменской "... от Царева прихода крымского, как Москву жег"[2]. Не известно уцелел в это нашествие монастырь или нет.
В переписных книгах 1621 г. Ильи Чемесова упоминается Никольский монастырь в Малом Ярославце, в котором "церковь Николы Чудотворца ветха, стоит без пения, запустела от 1610 г.. Спустя двадцать лет в переписных книгах Михаила Павлова 1653-54 гг. о монастыре повторяются те же сведения.[3]
Но древние акты монастыря показывают, что к 1659 г. Николаевская церковь уже была возобновлена, монастырь возрожден, собрано братство во главе со старцем Ипатием (управлял с 1659 по 1671 гг.).
Его приемники Антоний, Серапион и Нифонт известны только по иенам в платежных квитанциях.
Следующий настоятель - иеромонах Вассиан - упоминается в двух патриарших грамотах в связи с хозяйственными делами вверенной ему обители.
При старце Исайе в 1680 г. сгорела монастырская деревянная церковь во имя св. Николая, но в 1688 г. князь Константин Осипович Щербатов "поступился в Николаевский монастырь из своей вотчины села Трубина деревянную церковь во имя св. Николая с приделом во имя св. мученицы Екатерины".[4]
При старце Антонии, по его прошению к патриарху, монастырские вотчины были освобождены от оброка, что упрочило благосостояние монастыря.
В первой половине 18-го в. в обители учреждено игуменское настоятельство, и, вероятно, при первом игумене - Вассиане (упоминается с 1724 по 1751 гг.) - прежняя деревянная церковь была заменена каменной: двухпрестольной, в честь Владимирской иконы Божьей Матери, с приделом во имя св. Николая. Храм этот простоял до 1811 г..[5]
Игумен Ириней (1755-62гг.) поправил обветшавшую Владимирскую церковь.
Со времени управления монастырем игуменом Мануилом (1762-64 гг.) сохранился ряд документов, характеризующих состояние монастырских построек. В ведомостях 1764 г. говорится том, что составителям не известно, кем и когда был построен монастырь, т. к. все его строения незадолго до этого сгорели. Недвижимого имущества у обители было: одна десятина огородной земли, две десятины старого леса, каменная церковь, колокольня, хлебня, игуменский дом, братский корпус, хлебный амбар, баня и т.д..
Монашествующих - три человека, включая игумена. Два белых священника для богослужения. Пропитание имели от монастырской земли.
По духовным штатам 1764 г. Малоярославецкий Никольский Черноостровский монастырь оставлен в числе семи заштатных монастырей Крутицкой епархии на своем содержании. Штаты монастыря были пополнены.
Следующий настоятель - иеромонах Макарий нашел вверенную ему обитель как оставленную на собственном содержании, без всяких к тому средств, т. к. все земли и угодья монастыря перешли к Коллегии Экономии.
В 1775 г. Свято-Никольский монастырь был упразднен из-за неимения средств к дальнейшему существованию обедневшей обители, церковь св. Николая обращена в приходскую и приписана к Казанскому собору, братия размещены по другим монастырям. ( О. Макарий, строитель обители, определен в число братии Козельской Введенской Оптиной пустыни).
Такова, вкратце, история монастыря в I (до закрытия в1775 г.) период, который выделяет в своей работе арх. Леонид.

II период (от 1800 до 1918 гг. и советский период)


Из документов конца 18-го в. мы можем понять, что жители Малоярославца были опечалены закрытием монастыря, и некоторые из них сразу начинают хлопотать об его восстановлении. Так, купец Терентий Целебеев и Наталья Веневцова (из дворян) хотели внести деньги на восстановление обители, т. к. " желают тому монастырю быть по-прежнему".
Московский Митрополит Платон в 1791 г. поручил игумену Калужского Лаврентиевского монастыря Феофана провести расследование, стоит ли возобновлять опустевшую обитель. Не знаем, как исполнил это поручение игумен Феофан, только дело не продвинулось вплоть до открытия Калужской Епархии. В 1800, вероятно, по представлению первого Калужского Архипастыря, Епископа Феофилакта, указом Священного Синода от 13 декабря было дозволено восстановить обитель (по прошению купца Терентия Целебеева). Устроение обители поручили строителю Оптиной пустыни иеромонаху Авраамию, далее, в 1802 г., 20 февраля, был назначен и строитель обители: иеромонах Мефодий из Оптиной пустыни. Можно предположить, что иеромонах Мефодий не нашел общий язык с благотворителями обители и, встретив многие затруднения в строительстве, вскоре был уволен обратно в Оптину пустынь по своему прошению. Его место занял иеромонах о. Порфений, который управлял до 1809 г. Все это время, хоть и медленно, идет строительство монастыря. Штатное число братий к 1809 г. еще не было пополнено (вместо семи только четыре человека).
В 1809 г. по желанию всех братий и просьбе купца Целебеева строителем обители был избран иеромонах Макарий из Оптиной пустыни. Преосвященный Евлампий немедленно утвердил этот выбор. 1 ноября 1809 г. с ним вместе перешли в Малоярославецкий монастырь 1 иеромонах, 2 монаха и 4 послушника. О. Макарий в печальном и полуразрушенном виде принял монастырь и " ревностно, но не самонадеянно, занялся устроением обители, и тем самым оправдал надежды Архипастыря , братии и малоярославецких граждан ." [6]
Предшественники о. Макария не умели сойтись с местным благотворителем купцом Т.А. Целебеевым; он же лаской и любовью в короткое время сумел расположить его с явной выгодой для обители и без ущерба своей настоятельской власти.[7]
Уже через год после вступления в должность о. Макарий отвечает на запрос Консистории о строительстве монастыря, что "строение оного монастыря уже кончено и более ни в каком строении вновь нужды иметь не предвидится".[8]
Посоветовавшись с братией и своим другом купцом Терентием Елеазаровичем Целебеевым о. Макарий решается приступить к построению новой церкви. Для этого нужно было сломать старую, т. к. другого места, пригодного для храма, не было. Чтобы не прерывать богослужение в обители была возведена церковь в виде придела в честь великомученицы Параскевы.[9]
Вскоре начавшаяся война с французами прервала все работы. Под стенами монастыря 12 октября 1812г. произошло сражение с войсками Наполеона, послужившее началу окончательного изгнания французов с земли Русской. Битва была очень жестокой: длилась 12 часов подряд, участвовало по 24 000 человек с каждой стороны, убитых и раненых было по 6 000 человек с каждой стороны, пленных не брали; из домов в городе уцелело только 20, церкви были сожжены и разграблены; в течение дня город не менее 8 раз переходил из рук в руки. [10]
При приближении французов братия покинула монастырь, ушла в Калугу; всю церковную утварь, иконы, ризницу, иконы, ризницу отправили в г. Орел. В монастыре остался только диакон Вонифатий, которого позднее нашли убитым.
В результате сражения обитель была сожжена и разграблена. Получив об этом известие, о. Макарий, в лаптях и рясе, с одним послушником вышел из Калуги в Малоярославец. Еще дымились сгоревшие строения, все окрестности были усеяны мертвыми телами и трупами лошадей. Прибыв в монастырь и помолившись на святые ворота, о Макарий стал хоронить и прибирать мертвых. В трех курганах- могилах было похоронено 8 тысяч только наших воинов[11]. Святые врата обители были повреждены ядрами и картечью, лишь только Нерукотворный образ Спасителя, расположенный над вратами, остался неповрежденным. По свидетельству иеромонаха Сергия, современника события, этот образ писали незадолго до сражения. Французы были уже в пределах России, и все советовали живописцам оставить свое дело, т. к. "враг надругается над образом", но иконописцы отвечали что, скорее образ поругается врагу, что и произошло. По возвращении в обитель архимандрит Макарий затеплил перед образом неугасимую лампаду.
Уже через месяц после вражеского нашествия о. Макарий возобновил богослужение в полуразрушенной церкви св. великомученицы Параскевы. Весной 1813 г. о. Макарий приступил ко вторичному возобновлению обители. От святейшего Синода на восстановление обители было пожертвовано 3 000 рублей.[12]
С этими деньгами игумен и приступает к восстановлению обители. Строятся корпуса для братии, продолжаются работы по возведению собора. В 1914 г. отошел ко Господу благотворитель обители Московский купец Т. А. Целибеев[13], оставив на восстановление монастыря 70 900 (все свое имущество). Император Александр I повелел выдать из Государственной Казны 10 000 руб. для монастыря " соделавшагося местом достославного поражения и победы"[14]
Вероятно, уже в 1812 г. после сражения о. Макарий задумал собору, строительство которого уже началось, придать значение памятника войны 1812г. и привлечь к его построению всех участников событий 1812 г. под Малоярославцем.
В 1817 г. по представлению Калужского Епископа Антония Никольский монастырь был введен в число штатных монастырей в память о победе, дарованной Господом под его стенами.
Из документов известно, что в 1823 г. строительство прерывалось из-за того, что в стенах храма вследствие осадки появились трещины. Он был разобран до основания, и в том же году приступили снова к возведению собора по новому проекту. Жертвователями на строительство были: Император Александр I, Донские казаки во главе с Наказным Атаманом генерал-лейтенантом Алексеем Иловайским[15] и многие участники сражения. От Государя Императора Николая Павловича при содействии князя А.И. Галицына была пожертвована "ризница на соборное служение монастыря".
Среди обычных монастырских трудов старец Макарий скончался 27 августа 1839 г. на 74 году жизни и был погребен под алтарем собора рядом с могилой своего друга Т. А. Целебеева.
Можно считать, что внешнее обустройство обители было почти завершено при о. Макарии, теперь предстояло "водворить и утвердить её внутреннее устройство по духу веры и благочестия по правилам опытных подвижников по образцу лучших обителей русских". Эти то тяжелые труды выпали на долю игумена Антония, который был переведен из скитоначальников Оптиной пустыни и завел в монастыре такие же порядки, что и в оптинском скиту.
При о. Антонии было завершено возведение Никольского собора, который был освящен 26 августа 1843 г. Преосвященным Николаем Епископом Калужским и Боровским. Придел во имя Преображения Господня освящен 3 июля 1849.
О. Антоний установил ежедневное совершение двух Божественных Литургий - ранней и поздней, с особой точностью совершать поминовение благотворителей обители. 9 февраля 1853 г. игумен Антоний "сдал настоятельское начальство свое в Малоярславецком монастыре новому настоятелю игумену Никодиму"[16] по своим многократным прошениям к Калужским архиереям. 13 лет нёс тяжкий крест игуменства утруждённый годами и болезнями старец, и своими трудами и молитвами обустроил внутренний порядок обители. О. Никодим - игумен Мещовской пустыни (постриженец Оптиной) заботился о поддержании и улучшению всего, сделанного его предшественниками. При нем были оштукатурены церкви и колокольня, выстроена странноприимница на средства Московского купца Александрова. В 1860 г. построена и освящена часовня над могилами воинов, погибших в сражении по желанию его участника майора Ф.М. Максимова. В день битвы 12 октября по предложению игумена Никодима был установлен крестный ход после Литургии из монастыря и всех городских церквей к этой часовне для совершения панихиды по убиенным православным воинам.
В октябре 1862 г. архимандрит Никодим по своему прошению был уволен на покой в тот же монастырь; на его место настоятелем обители назначен иеромонах Пафнутий, бывший духовник Оптиной пустыни и начальник Предтеченского скита. О нем сохранились только формулярные сведения; по свидетельству современников, игумен Пафнутий был строгим подвижником. Управлял монастырем до 1891 г., погребен под алтарем храма Всех Святых.
В документах есть сведения о том, что в середине прошлого века в монастыре проходили перевоспитание преступники, на содержание которых выделялись деньги[17].

....................................................

К началу XX в. монастырь полностью отстроился, возведен двухэтажный братский корпус, выстроена гостиница на месте сгоревшей в 1868 г. В1876 г. освящена церковь всех святых в нижнем этаже Никольского собора.[18] В монастыре действовал водопровод, имелась собственная оранжерея, пруд с рыбными сажалками, небольшой кирпичный завод. Открылась церковно-приходская школа.[19]
Октябрьский переворот 1917 г. прервал период процветания Никольской обители. 20 января 1918 г. был принят "Декрет о свободе совести..."[20]. Начинается беспощадное уничтожение монастырей и храмов России. 16 сентября 1918 г. на заседании Уездного Исполнительного комитета принимается проект национализации Николаевского монастыря, предложенный товарищем Сорокиным. Проект состоял из 10 пунктов и предусматривал национализацию гостиницы монастыря, всего имущества, продовольствия, животных, продуктов питания. [21]
Последний настоятель монастыря архимандрит Илия сделал опись монастырского имущества по приказанию властей. Их этого документа следует, что монастырь владел богатейшим архивом и библиотекой. В настоящее время их судьба не известна. Пропали бесследно грамоты и акты XVII столетия, выписки из межевых книг, копии духовных завещаний, ценнейшие иконы, ризница, церковные сосуды и многое другое. Постепенно было разграблено все имущество монастыря, все постройки к 1926 г. были в аварийном состоянии. В середине 20-х гг. обитель покинули последние монахи, архимандрит Илия нашел место последнего упокоения рядом с Покровской церковью в с. Карижа (1948 г.).
В 1925 г. Укомхоз принял разобрать все монастырские строения на кирпич. От полного разрушения монастырь был спасен только благодаря Н. П. Ильина, члена КОИД[22] за это впоследствии заключенного на некоторое время в тюрьму.
В июне 1930 г. на заседании ВКП(б) было принято решение разместить в монастыре педагогический техникум. В апреле 1932 г. молодежь г. Малоярославца начинает у стен антипасхальный карнавал.
В октябре 1939 г. в здании Никольского собора открывается экспозиция музея 1812 г., после ВОВ музей разместили в здании бывшей часовни, а монастырь заселили жильцами. Далее на его территории размещались педагогический и библиотечный техникумы, шахматный клуб, художественная школа, строительные организации.[23]

III период


В 1991 г. монастырь был передан Калужской епархии. В сентябре того же года Преосвященный Климент, архиепископ Калужский и Боровский совершил освящение престола в церкви Корсунской Божьей Матери. В третий раз из руин возрождается Никольская обитель. В 1993 г. монастырь переведен в статус женского. Настоятельницей назначена игуменья Николая (Ильина), прибывшая в монастырь с единственной послушницей в октябре 1992 г. Все здания монастыря (за исключением небольшого корпуса и приспособленной для Богослужения Корсунской церкви, здание которой требовало ремонта) представляли собой руины, и, картина разорения и запустения мало отличалась от той, что предстала когда-то перед архимандритом Макарием. Но постепенно собрались сестры, возобновилась молитва и богослужение, началось восстановление и строительство в обители. Сначала все размещались в небольшом двухэтажном корпусе напротив Корсунской церкви. В 1994 г. был отреставрирован трапезный корпус на нижней территории монастыря, в том же году воздвигнуты кресты на всех куполах Никольского собора.
Складывается устав и устанавливаются традиции в обители, к числу которых можно отнести ежедневный Крестный ход сестер с иконой свт. Николая вокруг территории монастыря. В конце Крестного хода сестры поют литию, поминая всех настоятелей обители и воинов, погибших у ее стен в 1812 г. Возобновлен Крестный ход и к часовне над братской могилой[24] и к памятнику защитникам Малоярославца 25 октября каждого года, когда совершается их особое поминовение. При прокладке коммуникаций в монастыре были обнаружены захоронения 1812 г., останки погибших сейчас сложены в часовне на территории монастыря, перед которой каждый вечер сестры совершают литию.
В 1995 г. отремонтирован архиерейский корпус (бывшая гостиница), а здание первой часовне у святых врат устроено под детский приют. Сейчас в приюте около 40 воспитанниц, практически все эти девочки из семей наркоманов и алкоголиков.[25] В монастыре силами сестер они обучаются по программе общеобразовательной школы, с детьми проводятся оздоровительные мероприятия, с помощью специалистов -- логопедов и психологов исправляются недостатки в их развитии. Ведется индивидуальная работа с каждым ребенком, в результате чего все они успешно усваивают школьную программу. С радостью девочки исполняют некоторые монастырские послушания, обучаются живописи и музыке.
В 1996 г. отстроена просфорная; с Рождества 1996 г. возобновлены богослужения в церкви Всех Святых. Практически все внутренние ремонтные, реставрационные и иконописные работы в монастыре ведутся силами самих сестер. В небольшой иконописной мастерской пишутся иконы, закончена работа над иконостасом для храма Корсунской Божьей Матери. В настоящее время зданию этого храма возвращен его прежний облик.
Летом 1996 г. был прославлен в соборе Оптинских старцев игумен Антоний Оптинский, с того времени в местном ряду иконостаса храма Всех Святых находится его икона, а перед ней в небольшой шкатулке часть мощей (стопа) преподобного, 13 лет несшего подвиг в Свято-Никольской обители.
В октябре 1996 г. сестры заселились в новый (настоятельский) корпус, тем же летом освящена деревянная купальня над источником Св. Николая.
Пасху 1997 г. сестры обители, паломники и прихожане встретили обновленном Никольском соборе. После долгих лет разорения его величественное здание приобрело тот же вид, что и в годы славы монастыря.
К 2000 г. полностью закончены восстановительные работы в братском корпусе. В настоящее время в нем располагается старшая группа детского приюта и часть сестер.
Хозяйство монастыря полностью налажено, сестры обслуживают скотный двор, перерабатывают молочные продукты. Большую площадь на территории монастыря занимают огороды, действуют две теплицы, и трудами сестер монастырь на всю зиму обеспечивает себя овощами. Монастырские угодья составляют сейчас 44 га (до революции 150 га) и представляют собой сенокосные и зерновые поля. Летом насельницы обители помогают в уборке сена. В монастыре действует пошивочная мастерская, руками сестер изготавливаются облачения для священников. Устроен розарий и цветочные клумбы. Часть сестер проходит послушание вдали от обители - в селе Карижа в селе Рождествено.
В монастыре установлено строгое общежитие: общая трапеза, послушание, обязательное посещение богослужений. Каждый день все сестры молятся за Божественной Литургией. Читается неусыпающая псалтирь. Ведется работа над духовным образованием, настоятельницей и сестрами проводятся занятия по изучению творений Св. Отцов Православной Церкви, Священного Писания, богослужебного устава, церковного пения. Монашеское правило с пятисотицей исполняется совместно, свободное время посвящается чтению книг из обширной монастырской библиотеки по благословению Игуменьи.
Монастырь ведет благотворительную и просветительную деятельность. Сестры с детьми из приюта посещают больницы, местные предприятия, детский дом, тюрьму и везде звучат церковные песнопения и раздаются небольшие подарки.
Часто обитель посещают паломнические группы из различных городов России, им оказывается радушный прием. Многие приезжают за тем, чтобы подольше помолится и потрудится в монастыре.
Каждый день с утра и до позднего вечера открыт монастырский храм, совершаются уставные многочасовые службы, звучат древние распевы.

Описание монастырских построек

(ПО КНИГЕ АРХИМАНДРИТА ЛЕОНИДА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ)


Монастырский ансамбль Свято-Никольского Черноостровского монастыря сложился в период от 1812 г. (после отступления французов) и до начала XX в. Очень мало известно о том, как выглядел монастырь в древности, т.к. несколько раз он разрушался или сгорал дотла. Идея основных построек, которые можно видеть и сейчас, возникла уже в начале прошлого века, когда монастырь восстанавливался после долгого периода запустения. 
* Собор святителя и Чудотворца Николая был заложен в 1812 г. настоятелем монастыря архимандритом Макарием. В 1839 г. окончен вчерне: (установлен иконостас). Внутренняя отделка завершена игуменом Антонием, при архимандрите Никодиме оштукатурен снаружи. Высота храма - 47 метров. Освящен 27 августа 1843 г. (главный предел). Имеет 3 престола, находящихся один над другим: в 1 этаже - Всех Святых (освящен в 1876 г.), во 2 этаже - Святителя Николая и на хорах - предел в честь Преображения Господня (освящен в 1849 г.). К собору примыкает паперть, в которой устроена лестница к нижней площадке монастыря, где находится вход в церковь Всех Святых. Купол опирается на 4 колонны с капителями коринфского ордена, середина храма образует обширную ротонду. В настоящее время нижний храм всех Святых полностью отреставрирован, весь собор оштукатурен снаружи и покрашен белой краской, в Никольском пределе сооружен временный иконостас, сохранились следы живописи на стенах, пострадавшие оттого, что в соборе долгое время не было окон (вставлены в 1996-1997 гг.). Придел преображения еще не восстановлен. Иконостас, ризница, церковная утварь бесследно исчезли в 20-е гг. Автор проекта собора не выяснен. В литературе есть ссылка на воспоминания краеведа С.Б. Безсонова, который в 20-е гг. XX в. получил устное сообщение об имевшейся в монастырских архивах записи об авторстве А. Л. Витберга.[26]
* Церковь во имя Корсунской иконы Божьей Матери с приделом во имя преп. Антония и Феодосия Печерских; построена при арх-те Макарии. В настоящее время полностью отреставрирована.
* Колокольня находится перед входом на среднюю площадку монастыря. Под ней располагаются святые врата. Первоначально колокольня была трехъярусной с часами. К концу XX века сохранился только нижний ярус с часами. В настоящее время заканчиваются восстановительные реставрационные и работы.
* Святые врата с изображением Нерукотворного Образа Христа находятся перед верхней площадкой монастыря (предместьем его); справа - боковые въездные ворота и гостиница (бывшее Духовное Правление). Слева - башня с часами; отреставрирована только снаружи.
* На этой же площадке с восточной стороны находятся развалины Странноприимного дома. Слева от него - архиерейский корпус (бывшая гостиница, построена в начале XX в. взамен сгоревшей в 1868 г.)[27]
* На средней площадке за вратами, под колокольней, находится храм Корсунской Божьей Матери. Слева то него - Новый настоятельский корпус. Первоначально на этом месте были возведены "больничные каменные кельи" с подвалом (при арх. Макарии, в 1862 г.). В 1862 г. описан как Новый настоятельский корпус. В Советское время здание использовалось под художественную школу, при передаче монастырю было в аварийном состоянии, подгнившие балки рухнули на сестер. В настоящее время в здании произведен капитальный ремонт.
* На площадке, которая находится на одном уровне с церковью Всех Святых, располагаются:
а. Старый настоятельский корпус, с покоями Настоятельницы в мезонине и кельями для сестер в двух первых этажах.
б. С восточной стороны - одноэтажный трапезный корпус, с подвалом для овощей и мезонином. Построен в 1816 г. при арх. Макарии. Восстановлен в 1994 г., расписан в 1997 г. видами монастыря со старых гравюр.
* На нижней площадке - братский корпус. Возведен в начале XX в. К настоящему времени полностью отреставрирован и является сестринским келейным корпусом.
* При арх. Макарии, в 1816 г., была возведена внутренняя каменная ограда от Корсунской церкви до братского корпуса (трапезной) и от больничного корпуса до Настоятельского с двумя каменными башнями. Сейчас в хорошем состоянии, побелена.
* Нижняя площадка отделяется каменной стеной, в которой были устроены кладовая, квасоварня, погреб и сарай для дров. Сейчас все это разрушено.
* Под горой, на которой находится обитель, с северной стороны располагается часовня в честь Св. вмч. Георгия Победоносца, рядом с ней - источник.
* В овраге с восточной стороны монастыря, за оградой, находится источник Св. Чудотворца Николая. Обустроен в 1997 г., ранее, в 1996 г. на источнике устроена деревянная купальня.
* Известны захоронения: под и за алтарем Никольского храма, братское кладбище на востоке монастыря, за оградой, на возвышенности. Большая часть территории застроена, памятники уничтожены. Небольшой участок был передан монастырю и используется как монастырское кладбище.
Примечания

1) По мнению Карамзина, Малоярославец в древности носил имя Ярославль в честь князя Ярослава Владимировича, сына князя Владимира Андреевича Храброго, двоюродного брата Димитрия Ивановича Донского, в последующих годах 15 в. - Ярославец , а в 16 столетии - Ярославец малый в отличие от Ярославля Великого

2) "Историческое описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря". Арх. Леонид Кавелин. СПБ 1863 г., стр. 14.

3) Там же, стр. 17

4) Из грамоты старца Исайи патриарху Иоакиму в 1688 г.

5) "Историческое описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря". Архимандрит Леонид Кавелин , стр. 28

6) Арх. Леонид Кавелин "Историческое описание…" стр. 50

7) Жизнеописание отеческих подвижников благочестия 18 и 19 вв. Изд. Введенской Оптиной пустыни 1994 г. Август, "Архимандрит Макарий и его сподвижники", стр. 603

8) Арх. Леонид Кавелин "Историческое описание…" стр. 52

9) Там же, стр. 53

10) " Отечественные подвижники благочестия 18 и 19 вв.", 608

11) Арх. Леонид Кавелин "Историческое описание…" стр. 65

12) Арх. Леонид Кавелин "Историческое описание…" стр. 71

13) Купец Т. А. Целибеев похоронен под алтарем Никольского собора на территории Свято-Никольского монастыря.

14) Арх. Леонид Кавелин "Историческое описание…" стр.73

15) Участвовал в сражении под Малоярославцем.

16) "Житие игумена Антония". Изд. Введ Опт. П. 1992 г., стр. 64

17) Сборник "Монастыри в жизни России" ст. И.Е. Ячник. " К истории Николаевской обители" Калуга - Боровск, 1997г., стр. 255

18) " К истории Николаевской обители" Калуга - Боровск, 1997г., стр. 256

19) Там же, стр. та же

20) "Монастыри в жизни России… " указ. статья 256 - 257.

21) «События Отечественной Войны 1812 г. на территории Калужской губернии. Проблемы изучения, источники, памятники».

22) КОИД – Калужское Общество Истории и древностей.

23) Из статьи И. Е. Ячник в сб. «События….», с.104-105

24) Сейчас это Музей-панорама 1812 г.

25) Учредителем приюта является Ассоциация по борьбе с наркоманией и наркобизнесом.

26) Житие игумена Антония Оптинского. Изд. ВОП 1992г., стр. 60

27) Ячник И.Е. «К истории Никольской обители» с. 255
Комментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!